Статья 121.11. В
случае отрешения Президента Российской Федерации от должности, отставки
Президента Российской Федерации, невозможности дальнейшего осуществления им
своих полномочий, а также в случае смерти Президента Российской Федерации
полномочия Президента Российской Федерации исполняет вице-президент Российской
Федерации. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской
Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к
Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного
Совета Российской Федерации.
Вопрос о назначении
выборов Президента Российской Федерации решается в соответствии с Законом Российской Федерации о
выборах Президента Российской Федерации.
Глава 14.
Совет Министров Российской Федерации
Статья 122. Совет
Министров - Правительство Российской Федерации - орган исполнительной власти,
подотчетный Съезду народных депутатов Российской Федерации, Верховному Совету
Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.
Статья 123. Совет
Министров Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации.
Председатель Совета Министров Российской Федерации назначается Президентом
Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации.
Заместители Председателя Совета Министров Российской Федерации, министры
Российской Федерации, председатели государственных комитетов Российской
Федерации назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации
по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации. Министр
иностранных дел Российской Федерации, министр обороны Российской Федерации,
министр безопасности Российской Федерации и министр внутренних дел Российской
Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации с согласия
Верховного Совета Российской Федерации.
В составе Совета
Министров Российской Федерации входят по должности председатели Советов Министров
республик в составе Российской Федерации.
По представлению
Председателя Совета Министров Российской Федерации Президент Российской
Федерации может включить в состав Правительства Российской Федерации
руководителей других центральных органов государственного управления,
подведомственных Правительству Российской Федерации.
Решение об отставке
Правительства Российской Федерации принимается Съездом народных депутатов
Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации путем выражения
недоверия Правительству Российской Федерации, либо Президентом Российской
Федерации по своей инициативе с согласия Верховного Совета Российской
Федерации, или Президентом Российской Федерации по инициативе самого
Правительства Российской Федерации. При отставке Правительства Российской Федерации
Президент Российской Федерации обязан сформировать новое Правительство
Российской Федерации.
Вопрос о доверии Совету
Министров Российской Федерации решается Съездом народных депутатов Российской
Федерации большинством голосов от общего состава народных депутатов Российской
Федерации или Верховным Советом Российской Федерации большинством голосов от
общего числа народных депутатов Российской Федерации в каждой из палат
Верховного Совета Российской Федерации.
Совет Министров
Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом
Российской Федерации.
Статья
124. Исключена.
Статья 125. Совет
Министров Российской Федерации правомочен решать вопросы государственного
управления, отнесенные к ведению Российской Федерации, постольку, поскольку они
не входят согласно Конституции Российской Федерации и законам Российской
Федерации в компетенцию Съезда народных депутатов Российской Федерации,
Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
В пределах своих
полномочий Совет Министров Российской Федерации:
1) обеспечивает
руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает
и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по
развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных
ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной
системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и
статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального
обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными
предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными
организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает текущие
и перспективные государственные планы экономического и социального развития
Российской Федерации, государственный бюджет Российской Федерации; принимает
меры по осуществлению государственных планов и бюджета, по обеспечению
комплексного экономического и социального развития Российской Федерации,
экономических районов, республик в составе Российской Федерации, краев,
областей и городов федерального значения;
3) осуществляет меры по
защите интересов государства, охране социалистической собственности и
общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
4) принимает меры по
обеспечению государственной безопасности и обороноспособности Российской
Федерации;
5) осуществляет
руководство в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами
и международными организациями;
6) образует в случае
необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете
Министров Российской Федерации по делам хозяйственного и социально-культурного
строительства;
7) направляет и проверят
работу Советов Министров автономных республик, осуществляет руководство
нижестоящими органами государственного управления.
Статья
126. Исключить.
Статья 127. Совет
Министров Российской Федерации на основе и во исполнение законов Российской
Федерации и иных решений Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации,
издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и
распоряжения Совета Министров Российской Федерации обязательны к исполнению на
всей территории Российской Федерации.
Статья 128. Совет
Министров Российской Федерации в пределах своей компетенции имеет право
приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров
республик в составе Российской Федерации, а также отменять противоречащие
законодательству акты краевой, областной, городской (городов федерального
значения) администрации, администрации автономной области, автономного округа.
Совет Министров
Российской Федерации имеет право отменять акты министерств, государственных
комитетов Российской Федерации, других подведомственных ему органов.
Статья 129. Совет
Министров Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств и
государственных комитетов Российской Федерации, других подведомственных ему
органов.
Республиканские
министерства и государственные комитеты Российской Федерации руководят порученными
им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь
Совету Министров Российской Федерации.
Министерства и
государственные комитеты Российской Федерации несут ответственность за
состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.
Статья
130. Структура Совета Министров Российской Федерации, компетенция, порядок
деятельности и отношения Совета Министров Российской Федерации с другими
государственными органами определяются на основе Конституции Российской Федерации
Законом Российской Федерации о Совете Министров Российской Федерации.
VI. Высшие
органы государственной власти и управления республики в составе Российской
Федерации
Глава 15.
Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации
Статья 131. Высшими
органами государственной власти республик в составе Российской Федерации
являются Съезды народных депутатов, а в тех республиках в составе Российской
Федерации, где Съезды народных депутатов не создаются, - Верховные Советы
республик в составе Российской Федерации.
Статья
132. Полномочия, структура и порядок деятельности Съездов народных депутатов
и Верховных Советов республик в составе Российской Федерации определяются
Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Глава 151. Глава
исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации
Статья 132.1. Глава
исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации
является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике
в составе Российской Федерации.
Глава исполнительной
власти (Президент) республики в составе Российской Федерации входит в единую
систему исполнительной власти Российской Федерации, возглавляемую Президентом
Российской Федерации, и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения
Конституции и законов Российской Федерации, Конституции и законов республики в
составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и
политические интересы Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации.
Статья 132.2. Полномочия,
порядок избрания и деятельности глав исполнительной власти (президентов)
республик в составе Российской Федерации определяются конституциями и законами
республик в составе Российской Федерации.
Глава 16.
Совет Министров республики в составе Российской Федерации
Статья 133. Совет
Министров (Кабинет Министров) республики в составе Российской Федерации -
Правительство республики в составе Российской Федерации - орган исполнительной
власти, возглавляемый и формируемый главой исполнительной власти (Президентом)
республики в составе Российской Федерации.
Статья 134. Совет
Министров республики в составе Российской Федерации на основе и во исполнение
законов Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации и иных
решений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, Съезда народных депутатов, Верховного Совета республики в
составе Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и главы
исполнительной власти (Президента) республики в составе Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Совета Министров Российской Федерации издает
постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.
Постановления и
распоряжения Совета Министров республики в составе Российской Федерации
обязательны к исполнению на всей территории республики в составе Российской
Федерации.
Статья 135. Совет
Министров республики в составе Российской Федерации в пределах своей
компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных
комитетов районных и городских (городов республиканского (республики в составе
Российской Федерации) подчинения) Советов народных депутатов.
Совет Министров
республики в составе Российской Федерации имеет право отменять акты
министерств, государственных комитетов республики в составе Российской Федерации,
других подведомственных ему органов.
Статья 136. Совет
Министров республики в составе Российской Федерации объединяет и направляет
работу министерств, государственных комитетов республики в составе Российской
Федерации, других подведомственных ему органов.
Министерства и
государственные комитеты республики в составе Российской Федерации руководят
порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление,
подчиняясь как Совету Министров республики в составе Российской Федерации, так
и соответствующему министерству или государственному комитету Российской
Федерации.
VI1. Органы
государственной власти и управления края, области, автономной области,
автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации
Глава 16.1.
Советы народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа
и города федерального значения в составе Российской Федерации
Статья 136.1. Представительным
органом государственной власти края, области, автономной области, автономного
округа, города федерального значения является Совет народных депутатов края,
области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.
Статья 136.2. Полномочия
и порядок деятельности Совета народных депутатов края, области, автономной
области, автономного округа, города федерального значения определяются
Конституцией и законами Российской Федерации, а также уставами края, области,
города федерального значения.
.Глава 16.2.
Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного
округа, города федерального значения
Статья 136.3. Исполнительным
органом (органом государственного управления) края, области, автономной
области, автономного округа, города федерального значения являются
соответственно краевая, областная администрация, администрация автономной
области, автономного округа, города федерального значения.
Статья 136.4. Краевая,
областная администрация, администрация автономной области, автономного округа,
города федерального значения подотчетна соответствующему Совету народных
депутатов и вышестоящим исполнительным органам.
Статья 136.5. Деятельностью
краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного
округа руководит на основе принципа единоначалия глава администрации.
Полномочия, порядок
формирования, организации и деятельности краевой, областной администрации,
администрации автономной области, автономного округа, города федерального
значения устанавливаются законом Российской Федерации.
Статья 136.6. Акты
краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного
округа, города федерального значения, противоречащие законодательству, могут
быть отменены соответствующим Советом народных депутатов, вышестоящим
исполнительным органом или судом в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
VII. Местное
самоуправление в Российской Федерации
Глава 17.
Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного
самоуправления
Статья 137. Исключена.
Статья 138. Местное
самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти -
местные Советы народных депутатов (районные, городские, районные в городах,
поселковые, сельские); соответствующие органы управления - местную администрацию;
местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы
непосредственной демократии, а также органы территориального общественного
самоуправления населения.
Местное самоуправление
обеспечивает самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения
через избираемые ими органы или непосредственно, выполнение решений вышестоящих
органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, исходя из
интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления
материальных и финансовых ресурсов.
Экономической основой
местного самоуправления является муниципальная собственность, порядок
образования, владения, пользования и распоряжения которой регулируется законом.
Статья 139. Местные
Советы народных депутатов и соответствующие органы управления наделяются
собственной компетенцией, которая может быть изменена только законом Российской
Федерации.
Статья 140. Местные
Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий,
предоставленных им законодательством Российской Федерации и республики в
составе Российской Федерации.
Решения местных Советов
обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета
предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и
гражданами.
Статья 141. Круг
вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях местных Советов народных депутатов,
устанавливается законом.
Статья 142. Местные
советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для
предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению
местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов,
контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и
организаций.
Рекомендации постоянных
комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими
государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и
организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть
сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 143. Местные
Советы народных депутатов имеют право отменять акты нижестоящих Советов в
случае несоответствия этих актов законодательству.
Статья 144. Система
органов территориального общественного самоуправления, их компетенция, порядок
организации и деятельности регулируются законом.
Статья 145. Работу
местных Советов народных депутатов организуют их председатели, которые избираются
на сессиях Советов из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий
этих Советов.
Глава 18.
Местная администрация
Статья 146. Местная
администрация в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских
населенных пунктах осуществляют исполнительно-распорядительные функции на
основании и во исполнение законов Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, решений местных Советов народных депутатов, принятых в
пределах их полномочий, обеспечивают законные права и интересы органов местного
самоуправления и граждан.
Местная администрация
подотчетна соответствующему местному Совету народных депутатов и вышестоящим
исполнительным и распорядительным органам. Глава местной администрации
представляет соответствующему местному Совету народных депутатов ежегодный
отчет о деятельности местной администрации.
Статья
147. Компетенция и порядок формирования местной администрации устанавливаются
законом.
Соответствующий Совет
народных депутатов вправе принять решение о недоверии главе и другим
должностным лицам местной администрации. Порядок выражения недоверия
должностным лицам местной администрации и отрешения их от должности
устанавливается законом.
Статья
148. Структура местной администрации утверждается Советом народных депутатов
по представлению главы местной администрации.
Руководители органов,
структурных подразделений местной администрации назначаются и освобождаются
непосредственно главой местной администрации. Перечень должностей местной
администрации, утверждение на которые производится соответствующим Советом
народных депутатов, устанавливается законом.
Статья 149. Глава
местной администрации в пределах своей компетенции принимает постановления и
издает распоряжения.
Акты главы местной
администрации, противоречащие законодательству, могут быть отменены Советом
народных депутатов, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом или
судом в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в
составе Российской Федерации.
Статья 150. Органы и
структурные подразделения местной администрации подчиняются главе местной
администрации по всем вопросам своей деятельности.
Статья
151. Исключена.
VIII.
Государственный план экономического и социального развития Российской
Федерации. Государственный бюджет Российской Федерации
Глава 19.
Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации
Статья 152. Текущие
и перспективные государственные планы экономического и социального развития
Российской Федерации имеют целью обеспечение комплексного экономического и
социального развития на территории республики.
Статья
153. Государственные планы экономического и социального развития Российской
Федерации определяют задачи в области экономики и социально-культурного
строительства, содержат целевые комплексные программы, планы развития отраслей
народного хозяйства и экономических районов на территории Российской Федерации,
включают в себя планы экономического и социального развития республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и городов республиканского
подчинения.
Статья
154. Государственный план экономического и социального развития Российской
Федерации разрабатывается Советом Министров Российской Федерации на основе
проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного
управления Российской Федерации, Советов Министров республик в составе
Российской Федерации, местных Советов народных депутатов.
Разработка планов
экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений
коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных
организаций.
Статья
155. Президент Российской Федерации вносит государственный план экономического
и социального развития Российской Федерации на рассмотрение Верховного Совета
Российской Федерации.
Верховный Совет
Российской Федерации по докладу Президента Российской Федерации и заключениям
постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации
обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального
развития Российской Федерации.
Статья 156. Совет
Министров Российской Федерации организует выполнение государственного плана
экономического и социального развития Российской Федерации и принимает меры по
укреплению плановой дисциплины.
Статья 157. Отчеты о
выполнении государственных планов экономического и социального развития Российской
Федерации рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Российской
Федерации. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего
сведения.
Глава 20.
Государственный бюджет Российской Федерации
Статья 158. В
государственную бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные
части включаются республиканский бюджет Российской Федерации, республиканские
бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые бюджеты краев,
областные бюджеты областей, городские бюджеты городов Москвы и
Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных
округов, местные бюджеты.
Статья
159. Исключена.
Статья
160. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Российской
Федерации между республиканским бюджетом Российской Федерации, республиканскими
бюджетами республик в составе Российской Федерации, краевыми бюджетами краев,
областными бюджетами областей, городскими бюджетами городов Москвы и
Санкт-Петербурга, областным бюджетом автономной области, окружными бюджетами
автономных округов и местными бюджетами определяется законами Российской Федерации.
Статья
161. Государственный бюджет Российской Федерации разрабатывается Советом
Министров Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской
Федерации.
Статья 162. Отчет об
исполнении государственного бюджета Российской Федерации утверждается Верховным
Советом Российской Федерации. Общие показатели исполнения бюджета публикуются
для всеобщего сведения.
IX.
Правосудие и прокурорский надзор
Глава 21.
Судебная система Российской Федерации
Статья
163. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебную систему
Российской Федерации составляют: Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской
Федерации, Верховные Суды и Высшие арбитражные суды республик в составе
Российской Федерации, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды,
суды и арбитражные суды автономных областей и автономных округов, районные
(городские) народные суды, мировые судьи и военные суды.
Организация и порядок
деятельности судов Российской Федерации, арбитражных судов и военных судов
определяются законами Российской Федерации.
Статья 164. Все суды
Российской Федерации образуются на началах выборности судей и народных
заседателей. Участие присяжных заседателей в судопроизводстве обеспечивается в
соответствии с законами Российской Федерации судом, рассматривающим гражданское
или уголовное дело.
Судьи Конституционного
Суда Российской Федерации избираются Съездом народных депутатов Российской
Федерации.
Мировые судьи избираются
населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять
лет.
Народные судьи районных
(городских) народных судов и избираются соответствующими Верховными Советами
республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, Московским и
Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов, Советами народных
депутатов автономных областей и автономных округов.
Судьи краевых, областных,
Московского, Санкт-Петербургского городских судов, арбитражных и военных судов
избираются Верховным Советом Российской Федерации.
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Верховных
Судов и Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации,
судов и арбитражных судов автономных областей и автономных округов избираются
соответственно Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами
республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов
автономных областей и автономных округов.
Народные заседатели
районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их
жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих
судов - соответствующими Советами народных депутатов. Народные заседатели
военных судов избираются собраниями военнослужащих по месту службы открытым
голосованием.
Полномочия судей в
Российской Федерации не ограничены определенным сроком, поскольку иное не
установлено Конституцией и законами Российской Федерации. Судьи несменяемы.
Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
Народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.