V. Как долго удержат власть большевики
тот вопрос волнует в настоящее время многих.
Им задаются противники большевиков, сами большевики, он важен каждому
россиянину, небезразличному к судьбе Родины. Ответ на этот вопрос не может быть
однозначным, так как зависит от многих объективных, субъективных и даже
случайных факторов. Гадать - недостойное дело, поэтому обосную, в той мере, в
какой это возможно, свои прогнозы. Сделать это я тем более обязан, поскольку
считал и считаю: будущее, по крайней мере ближайшее, не может быть неясным и
неопределенным. Больше того, я не раз говорил, что человек, который понял
прошлое и разобрался в настоящем, который видит взаимосвязь, преемственность и
обусловленность исторических событий, способен с некоторой достоверностью
предвидеть будущее. Объективные исторические условия, сложившиеся в России к настоящему
моменту, логика развития событий, действия большевиков, диктуемые их тактикой и
идеологией, позволяют мне утверждать, что на пути укрепления своей власти они
столкнутся с четырьмя восходящими по сложности кризисами. Срок их пребывания у
власти определится тем, на каком из них они споткнутся.
Первый, неумолимо надвигающийся кризис
- это кризис голода. Если Ленин не избавится от коалиции с левыми эсерами,
которые сдерживают классовый террор (пример с г. Пуришкевичем32) и энергично
выступают против продовольственных отрядов, то большевики потеряют власть
осенью этого года, когда крестьяне закопают хлеб в землю, а страну поразит
невиданный голод. К власти придут эсеры, кадеты и меньшевики. Но, убрав левых
эсеров из правительственных учреждений и тем развязав себе руки, большевики
смогут пережить грядущий кризис. Понимая это, Ленин воспользуется первой же
возможностью для дискредитации и разгрома своих вчерашних союзников,
противоречия с которыми нарастают со дня разгона Учредительного собрания.
Неизбежность этого не требует доказательств. Недавний отказ левых эсеров
подписать позорный Брестский мир, их выход из СНК, их неприятие ленинской
"хлебной монополии" - все это говорит о том, что кризис в отношениях
между ними и большевиками достиг того уровня, после которого полный разрыв -
дело ближайших месяцев.
Натравив малосознательных рабочих и
тех, на знамени которых, по меткому выражению матроса А. Александрова, написано
"Хватай!33", на зажиточных и средних крестьян, организовав массовую
экспроприацию хлеба, большевики продержатся еще год-два, пока их неспособность
восстановить производство не станет очевидной и для самого пролетариата.
Но и этот кризис - кризис разрухи - они
смогут преодолеть, если развяжут широкомасштабную гражданскую войну, и,
пользуясь неограниченным классовым террором и законами военного времени,
уничтожат практически всех, кто не согласен с ними. Гражданская война позволит
им ввести по всей России военное положение и списать разруху на классовых и
внешних врагов. Кстати, начнись гражданская война, значительная доля
крестьянства будет сражаться на стороне большевиков. Русский мужик, как бы ни
был безграмотен, хорошо понимает: проиграй Ленин и - землю придется вернуть
прежним владельцам. Победив в гражданской войне и хоть как-то восстановив
производство, пусть даже принудительными мерами, например, введя всеобщую
трудовую повинность, большевики продержатся еще и пять, и десять лет, пока до
предела не обострятся противоречия между социалистическим характером
фабрично-заводского производства и частно-капиталистическим характером
сельского хозяйства. До сего времени Россия была и в ближайшее время останется
страной отсталой в промышленном отношении, большую долю национального дохода
которой составляет сельскохозяйственная продукция. Не имея возможности
контролировать эту долю и распоряжаться ею, большевики рано или поздно потеряют
власть.
Союз рабочего класса с крестьянством, о
котором постоянно говорит Ленин, невозможен. Крестьянину нужна земля, в
социализме он не заинтересован, ведь по характеру хозяйствования крестьянин
ближе к капитализму, чем к социализму. В принципе такой союз был бы возможен в
условиях демократии, политического равенства и справедливого товарообмена, но
не при гегемонии пролетариата. Гегемония пролетариата заведомо унижает крестьянство
и предполагает его подчиненную роль. Такое отношение к крестьянству со стороны
большевиков придаст указанному экономическому кризису политическую окраску.
Идя на уступки левым эсерам, большевики
в 1917 году заложили под себя бомбу замедленного действия: социализировали
землю, хотя изначально в их программе планировалась национализация. Чтобы
преодолеть этот самый серьезный кризис - кризис политико-экономического
характера, большевикам придется объявить крестьянству тотальную войну и
уничтожить лучшую его часть - тех, кто умеет и хочет трудиться. В какой форме
это может быть сделано, большевикам подскажут ситуация, международная и
внутренняя, а также проявившаяся к тому времени степень расслоения в
крестьянстве.
Преодолев третий кризис, большевики
могут продержаться еще в течение многих лет, пока не наступит четвертый кризис
- кризис идеологический, когда большевистская власть начнет разлагаться
изнутри. Но процесс разложения может растянуться на десятилетия, так как Россия
никогда не знала демократии, и очередная абсолютная власть - власть большевиков
- будет воспринята россиянами с покорностью и терпением. К тому же власть эта
может быть подкреплена изощренной демагогией, развитым аппаратом слежки и
подавления.
Разумеется, в мои прогнозы могут внести
коррективы всевозможные обстоятельства, предвосхитить которые невозможно и
которые зависят от Его Величества Случая. Например, когда будет разгромлена
Германия - а в том, что она будет разгромлена, я не сомневаюсь, - какой будет
послевоенная Европа, кто будет преемником Ленина в случае его смерти и т.п. Я
также не исключаю возможность, что Ленин, как человек тактически гибкий и
знающий марксизм, может на определенном этапе внести существенные поправки в
сторону отхода от декларируемых социалистических преобразований, что, впрочем,
вызовет недовольство люмпен-пролетариата. Однако в том, что большевики и их
идеология, ориентированная на деклассированные элементы, потерпят в итоге крах
- в этом я не сомневаюсь. Это вопрос времени. Никому не дано изменить ход
исторического развития! Незаурядная личность может лишь или ускорить, или
замедлить этот ход. Ленин замедлит российскую историю и потому войдет в нее с
тем же знаком, с каким вошел Лжедмитрий34.
VI. О Ленине и других кривых вожаках
Признаюсь, я сомневался: надо ли писать
о Ленине, ведь каждый его сторонник может усмотреть в первой же негативной
строчке "месть с того света". Но Ленин - мой ученик, который ничему у
меня не научился, кроме того, он - мой противник, о котором в будущем будут
написаны тома, поэтому было бы с моей стороны малодушием обойти эту тему
молчанием. В таких случаях трудно быть объективным, но я бы изменил себе, если
бы отступил сейчас от истины.
Ленин, безусловно, великая, незаурядная
личность. Писать о нем трудно: он многолик и, как хамелеон, при необходимости
меняет свою окраску. С интеллигентами он - интеллигент, с рабочими -
"рабочий", с крестьянами - "крестьянин"; он закономерен и
случаен, логичен и алогичен, прост и сложен, последователен и непоследователен,
"марксист" и псевдо-марксист и т.д., и т.д. Было бы неправдой, если
бы я обвинил его в незнании марксизма, было бы также ошибкой, если бы я сказал,
что он догматичен. Нет, Ленин не догматик, он знает марксизм. Но, к сожалению,
он "развивает" его с непостижимым упорством в одном направлении - в
направлении фальсификации и с одной целью - с целью подтверждения своих
ошибочных выводов. В марксизме его не устраивает только то, что нужно ждать,
пока созреют объективные условия для социалистической революции. Ленин -
псевдо-диалектик. Он убежден, что капитализм ужесточается и всегда будет
развиваться в сторону усиления его пороков. Но это - огромная ошибка. По мере
развития производительных сил смягчался рабовладельческий строй, смягчался
феодализм, и, стало быть, смягчается капитализм. Объясняется это классовой
борьбой и постепенным ростом культуры и самосознания всех слоев населения.
Ленин - цельный тип, который видит свою
цель и стремится к ней с фанатической настойчивостью, не останавливаясь ни
перед какими препятствиями. Он весьма умен, энергичен, чрезвычайно
трудоспособен, не тщеславен, не меркантилен, но болезненно самолюбив и
абсолютно нетерпим к критике. "Все, что не по Ленину, - подлежит
проклятию!" - так однажды выразился М.Горький35. Для Ленина каждый, кто в
чем-то с ним не согласен, - потенциальный враг, не заслуживающий элементарной
культуры общения.
Ленин - типичный вождь, воля которого
подавляет окружающих и притупляет его собственный инстинкт самосохранения. Он
смел, решителен, никогда не теряет самообладания, тверд, расчетлив, гибок в
тактических приемах. В то же время он аморален, жесток, беспринципен,
авантюрист по натуре. Следует, однако, признать, что аморальность и жестокость
Ленина исходят не от его личной аморальности и жестокости, а от убежденности в
своей правоте. Аморальность и жестокость Ленина - это своеобразный выход из его
индивидуальности путем подчинения морали и гуманности политическим целям. Ленин
способен перебить половину россиян, чтобы загнать вторую в счастливое
социалистическое будущее. Для достижения поставленной цели он пойдет на все что
угодно, даже на союз с чертом, если это будет необходимым. Покойный Бебель
говорил: "...я пойду хоть с чертом и даже с его бабушкой"36, но при
этом добавлял, что такая сделка возможна, если он оседлает черта или его
бабушку, а не они его. Союз же Ленина с чертом закончится тем, что черт
проскачет на нем, как когда-то ведьма проскакала на Хоме37.
Широко распространено мнение, что
политика - грязное дело. К сожалению, нынешние действия Ленина как нельзя
нагляднее подтверждают это. Политика же без морали - это преступление. Человек,
наделенный властью, или политик, обладающий большим авторитетом, в своей
деятельности должен руководствоваться прежде всего общечеловеческими моральными
принципами, ибо беспринципные законы, аморальные призывы и лозунги могут
обернуться огромной трагедией для страны и ее народа. Ленин не понимает этого и
не хочет понимать.
Ленин ловко манипулирует цитатами
Маркса и Энгельса, зачастую давая им совершенно иное толкование. Из моих работ
о роли личности и масс в Истории Ленин усвоил только одно: он, как личность,
"призванная" Историей, может творить с ней все, что захочет. Ленин
является примером человека, который, признавая свободу воли, видит свои
поступки сплошь окрашенными в яркий цвет необходимости. Он достаточно
образован, чтобы считать себя Магометом или Наполеоном, но в том, что он
"избранник судьбы", Ленин убежден безусловно. С точки зрения законов
социального развития и исторической необходимости, Ленин был нужен лишь до
февраля 1917 г. - в этом смысле он закономерен. После Февральской революции,
которая смела царизм и устранила противоречия между производительными силами и
производственными отношениями, историческая надобность в Ленине отпала. Но беда
заключается в том, что массы об этом не знали и не знают. Они получили больше
политических свобод, чем в Западной Европе, но, полуголодные и обнищавшие, к
тому же вынужденные продолжать войну, даже не заметили этого. Закончись война
весной 1917 года, реши Временное правительство земельный вопрос без промедления
- и у Ленина не осталось бы для совершения социалистической революции никаких
шансов, а сам он навсегда был бы списан из рядов Историей призванных. Вот
почему Октябрьский переворот и сегодняшний Ленин - не закономерность, а роковая
случайность.
Ленин - теоретик, но для образованного
социалиста труды его не интересны: они не отмечены ни изяществом слога, ни
отточенной логикой, ни глубокими мыслями, но на малограмотного человека они
неизменно производят сильное впечатление простотой изложения, смелостью
суждений, уверенностью в правоте и привлекательностью лозунгов.
Ленин - хороший оратор, умелый
полемист, который пускает в ход любые приемы, чтобы смутить, заставить
замолчать и даже оскорбить оппонента. При несовершенстве дикции он умеет ясно
излагать свои мысли, способен польстить, заинтересовать и даже
загипнотизировать аудиторию, при этом он удивительно быстро и безошибочно
приспосабливает свою речь к уровню слушателей, забывая, что бороться за правое
дело - не значит льстить толпе и опускаться до ее уровня. Ленин - человек, не
знающий "золотой середины". "Кто не с нами - тот против
нас!" - вот его политическое кредо. В своем стремлении растоптать
противника он опускается до личных оскорблений, доходит до грубой брани, и не
только в полемике, но и на страницах печатных работ, которые он
"выпекает" с непозволительной скоростью38. Гениальный Пушкин
переписывал набело даже свои письма. Великий Толстой по несколько раз
корректировал свои романы. Ленин же ограничивается лишь незначительной правкой.
Многие общечеловеческие понятия,
признаваемые каждым цивилизованным человеком, отвергаются Лениным или
трактуются в негативном смысле. Например, для любого грамотного человека
либерализм - это позитивная система взглядов, для Ленина - это всего лишь "либеральные
пошлости". Для любого грамотного человека буржуазная демократия - это
пусть урезанная, но все же демократия, для Ленина это -
"филистерство", зато ничем не ограниченный классовый террор - это
"пролетарская демократия", хотя, в принципе, демократия - т.е. власть
народа - ни буржуазной, ни пролетарской быть не может, так как и буржуазия, и
пролетариат, взятые в отдельности, - это лишь часть народа, далеко не большая.
Толстой, величайший гуманист,
считавший, что истинное величие невозможно без любви, добра и простоты, не
признал бы Ленина великим. Но прав ли он? Наполеон не отличался ни любовью, ни
добротой, ни простотой, но он, безусловно, великий полководец. История знала
великих поэтов, великих музыкантов, но она знала и великих преступников. Так кто
же Ленин? Ленин - это Робеспьер 20-го века. Но если последний отсек головы
нескольким сотням невинных людей, Ленин отсечет миллионам. В этой связи мне
вспоминается одна из первых встреч с Лениным, которая, по-моему, состоялась
летом 1895 года в кафе Landolt. Зашел разговор о причинах падения Якобинской
диктатуры. Я в шутку сказал, что она рухнула, потому что гильотина слишком
часто секла головы. Ленин вскинул брови и совершенно серьезно возразил:
"Якобинская республика пала, потому что гильотина слишком редко секла
головы. Революция должна уметь защищаться!" Тогда мы (присутствовали
П. Лафарг39, Ж. Гэд и, кажется, Ш.
Лонгэ40) только улыбнулись максимализму г. Ульянова41. Будущее, однако,
показало, что это не было проявлением молодости и горячности, а отражало его
тактические взгляды, которые уже в то время были им четко сформулированы.
Судьба Робеспьера хорошо известна. Не лучшей будет и судьба Ленина: революция,
совершенная им, страшнее мифического Минотавра; она съест не только своих
детей, но и своих родителей. Но я не желаю ему судьбы Робеспьера. Пусть
Владимир Ильич доживет до того времени, когда со всей очевидностью поймет
ошибочность своей тактики и содрогнется содеянному.
Вторым после Ленина по способностям и по
значению в партии большевиков является Троцкий. "Иудушка",
"подлейший карьерист и фракционер", "проходимец, хуже всяких
прочих фракционеров" - так отзывался о нем Ленин и был совершенно прав.
Ленин в одной из своих работ написал: "Много блеску и шуму в фразах
Троцкого, но содержания в них нет", - и в этой оценке Ленин прав. Стиль
Троцкого - стиль бойкого журналиста - слишком легок и бегл, чтобы быть
глубоким. Троцкий чрезвычайно амбициозен, самолюбив, беспринципен и догматичен
до конца ногтей. Троцкий был "меньшевиком",
"внефракционером", а сейчас он - "большевик". На самом же
деле он всегда был и будет "социал-демократом в себе". Он всегда там
и с теми, где успех, но при этом он никогда не оставит попыток стать фигурой
номер один. Троцкий - блестящий оратор, но приемы его однообразны, шаблонны,
поэтому его интересно послушать только один раз. Он обладает взрывным
характером и при успехе может сделать очень многое в короткое время, но при
неудаче легко впадает в апатию и даже растерянность. Если станет ясным, что
ленинская революция обречена, он первым покинет ряды большевиков. Но если она
окажется успешной, он сделает все, чтобы потеснить Ленина. Ленин знает об этом,
и все же они в одном лагере, потому что демагогия Троцкого и его идея
перманентной революции нужны Ленину, к тому же он - несравненный мастер
собирания под свои знамена всех желающих. Ленин - вождь большевиков - никогда
не согласится быть вождем другой фракции. Для Троцкого же самое главное - быть
вождем, неважно, какой партии. Вот почему столкновения между Лениным и Троцким
в будущем неизбежны42.
Рядом с Троцким
можно поставить Каменева, затем Зиновьева, Бухарина. Каменев знает марксизм, но
- не теоретик. По убеждениям Каменев - меньшевик-циммервальдец, колеблющийся
между меньшевиками и большевиками. Он не обладает необходимой силой воли, чтобы
претендовать на роль влиятельного политика. Именно поэтому он следует за
большевиками, будучи во многом не согласным с ними. Зиновьев - большевик
циммервальд-кинтальского толка, но без окончательно сложившихся убеждений.
Несмотря на постоянные сомнения, он все же останется в рядах большевиков до тех
пор, пока не представится возможность с перспективой перейти в другой лагерь.
Зиновьев, как и Каменев, не обладает твердым характером, но способен для закрепления
собственных позиций выполнить любой приказ Ленина. Бухарин - принципиальный,
убежденный большевик, не лишенный логики, собственного мнения и задатков
теоретика. Он неоднократно и по многим вопросам был не согласен с Лениным.
Возможно, что именно Бухарин - в случае смерти Ленина - станет ведущей фигурой
большевистской диктатуры. Но не исключено и то, что еще при жизни Ленина
Бухарин и другие названные фигуры, как в свое время жирондисты, будут сметены
большевиками второго эшелона, которые никогда и ни в чем не возражали Ленину.
Продолжение »