Из письма Е.Д. Кусковой – Н.В. Вольскому
(Валентинову)
10 ноября 1955 г.
Самый
трудный вопрос о масонстве. Наше молчание было абсолютным. Из-за этого вышла
крупная ссора с Мельгуновым. Он требовал от нас раскрытия всего этого дела. А
узнал он об этом от тяжело заболевшего члена его партии (хоть убей не помню фамилии,
на "П", народник, очень известный). Мельгунов доходил до истерик,
вымогая у меня (еще в России) данные, и заверял, что ему "все"
известно. Я хорошо знала, что ему ничего почти неизвестно, как и Бурышкину.
Потом в одной из своих книжек сделал намек, что такое существовало. Скажу Вам
кратко, что это было.
1.
Началось - после гибели революции 1905 г., во время диких репрессий. Вы их знаете.
2.
Ничего общего это масонство с заграничным масонством не имеет. Никогда ни в
какой связи не состояло на том простом основании, что это русское масонство
отменило весь ритуал, всю мистику и прибавило новые параграфы.
3.
Цель масонства - политическая. Восстановить в этой форме Союз Освобождения - и
работать в подполье на освобождение России.
4.
Почему выбрана такая форма? Чтобы захватить высшие и даже придворные круги. На
простое название политическое они бы не пошли.
5.
Изменение параграфов: а) прием женщин, впервые. В масонские ложи заграничные
женщины не принимаются; 6) отменить все фартуки, всю амуницию, весь ритуал; в)
посвящение состояло лишь в клятве, - молчание, абсолютное. Качество - мораль, доверие.
Форма - ложи по 5 человек и затем конгрессы. Ложи не должны были знать о
существовании других лож. Но по встречам на конгрессах можно было судить о размахе
движения и его состава; г) выход - опять с клятвой: никогда и никому, просто
"заснуть". Таких выходов не помню: интерес к движению был огромен и
наша пробковая комната действовала вовсю. Характерная особенность: я знала двух
виднейших большевиков, принадлежавших к движению. Когда произошла октябрьская
революция, мы с С.Н. [Прокоповичем] были уверены, что все будет вскрыто. Партия
ведь не терпела тайн членов. Ничего подобного! Уверена, что эти виднейшие
большевики тайну соблюли, быть может из боязни репрессий и по отношению к себе.
Людей высшего общества (князьев и графьев, как тогда говорили), было много.
Вели они себя изумительно: на конгрессах некоторых из них я видела. Были и
военные - высокого ранга.
Почему
нельзя вскрыть это движение? Потому, что в России' не все члены его умерли. А
как отнесутся к живым - кто его знает. Движение это было огромно. Такие общества,
как Вольно-экономическое, Техническое были захвачены целиком. Это - рецепт
Союза Освобождения. Ведь еще во время его действия в Вольно-экономическом обществе
прочно уселись его члены: Богучарский, Хижняков (секретари); С.Н. - председатель
Экономической секции. То же и в техническом Обществе: Лугути, Бауман - в центре.
В земствах то же самое. Масонство тайное лишь продолжало эту тактику.
П.Н.Милюков,
осведомленный об этом движении, в него не вошел: "Я ненавижу всякую
мистику". Но много членов кадетской партии к нему принадлежали. Но так как
Милюков был в центре политики, его осведомляли о постановлении конгрессов. Иногда
и сам он прибегал к этому аппарату: надо, дескать, провести через него то-то и
то-то.
Одно
из правил: не обращаться за членством к людям, казавшимся непрочными в их
моральном или политическом естестве. Многие кандидаты, строго обсуждавшиеся, отвергались.
Изумительно: не было там провокаторов а lа Марков, которого покойный В.А.Розенберг ненавидел и звал
"косоглазым лгуном", и осуждал Сер. Ник. за то, что тот привлек его к
кабинету. Ведь и до сих пор тайна этой организации не вскрыта, а она была
огромна. К февральской революции ложами была покрыта вся Россия. Здесь, за
рубежом, есть очень много членов этой организации. Но - все молчат. И будут
молчать - из-за России еще не вымершей. Один только Вельмин, как-то случайно и
уже под конец (неразборчиво. - Сост.) попавший, как будто пробалтывается. Но
слышала об этом мельком, и с ним по этому поводу в контакт не вступала. После
смерти С.Н. получила несколько телеграмм, кратких: Fraternellement avec vous.
Такой-то. Какое это "братство", было очень ясно выражено в
отношениях, хотя после октября и разошлись во мнениях. Но личный контакт из-за
этого прошлого всегда поддерживается. Писать об этом не могу и не буду. Без
имен это мало интересно. А вскрывать имена - не могу. Мистики не было, но
клятва была. А она действительна и сейчас по причинам Вам понятным.
Много
разговоров о "заговоре" Гучкова. Этот заговор был. Но он резко
осуждался членами масонства. Гучков вообще подвергался неоднократно угрозе
исключения. А после дела Конрада, в котором он вел себя совершенно непонятно и
вызвал скверные подозрения, с ним вообще старались в интимные отношения не
вступать. Под конец своей жизни он близко сошелся с германским штабом, и когда
приезжал к нам в Прагу, совсем больной, и просил оказать
("fraternellement") услугу у чешского правительства, мы этой услуги
не оказывали. Он знал, что мы знаем о его поездках в Германию и очень запутанно
об этом рассказывал. Но один раз произошел инцидент. Его принял Бенеш, и он
Бенешу точно рассказал о планах Гитлера - нападение на Чехию, на Россию и т.д.
Бенеш, зная о наших отношениях с Гучковым, спросил у нас, что это значит. Мы
ему посоветовали с Гучковым дела не иметь. В следующий приезд Гучкова он его не
принял. Потом слово в слово осуществилось то, что рассказывал Гучков Бенешу и
нам.
Вот
Вам рассказ, очень суммарный, через кого-нибудь историки, конечно, об этом
движении узнают. Но сейчас, повторяю, писать о нем нельзя. Теперь Вы понимаете,
почему здесь об этом не говорят.
Маклаков,
Баладинский и другие уже к этому движению не принадлежали. Они принадлежали к
французским ложам, совершенно открытым.
В
Германии все это было не только открыто, но у них были свои дома, где происходили
открытые заседания германских масонов. Мы, эмигранты, нередко снимали эти залы
под наши собрания. А мы с С.Н. даже жили, приехав из России, у видного германского
масона. От него многое узнали. Потом Гитлер все это движение стер с лица земли,
дома конфисковал, часть масонов посадил в тюрьму, было, верно, и еще хуже. Вот
все, что могу сказать.
Николаевский
Б.И. Русские масоны и революция. М., 1990. С. 109-112.
Здесь
приводится по кн.:Хрестоматии по
отечественной истории (1914 - 1945 гг.) под редакцией А.Ф. Киселева,
Э.М.Шагина. М. 1996.