Декларация Верховного Правителя России
А.В. Колчака
3 июня
1919
Правительство, мною
возглавляемое, было счастливо осведомиться, что цели держав в отношении России
находятся в полном соответствии с теми задачами, которые себе поставило
российское правительство, стремящееся прежде всего восстановить в стране мир и
обеспечить русскому народу право свободно определить своё существование через
посредство Учредительного собрания. Глубоко ценя интерес, проявленный державами
к русскому национальному движению, и признавая вполне справедливым их желание
ознакомиться с политическими убеждениями российского правительства, я готов
подтвердить неоднократно мной уже сделанные заявления, за которыми я всегда признавал
безусловно связующую силу.
1) 18 ноября 1918 г.
я принял власть и не намерен удерживать её ни на одитн день дольше, чем это
требуется для блага страны. В день окончательного разгрома большевиков моей
первой заботой будет назначение выборов в Учредительное собрание. Ныне спешно
работает комиссия по подготовке выборов, которая установит их условия и порядок
на основах всеобщего избирательного права. Признавая себя ответственным перед
этим Учредительным собранием, я передам ему всю власть, дабы оно свободным
решением определило будущую судьбу государства. В этом была мною принята присяга
перед высшим российским судом – хранителем законности нашего государства. Все
мои усилия направлены к тому, чтобы закончить как можно скорее гражданскую
войну сокрушением большевизма и предоставить наконец русскому народу
возможность действительного свободного волеизъявления. Всякая задержка борьбы
лишь отложила бы этот день, ибо правительство не считает возможным заменить
неотъемлемое право законных и свободных выборов восстановлением Учредительного
собрания 1917 г., избрание которого происходило под большевистским режимом
насилия и большая часть членов коего находится ныне в рядах большевиков. Лишь
законно избранному Учредительному собранию будет принадлежать верховное право
окончательно решить все основные государственные задачи, как внешние, так и
внутренние.
2) Я высказываю вместе с
тем готовность уже теперь обсудить с державами все связанные с Россией
международные вопросы в свете тех идей сокращения вооружений, предотвращения
войн и миролюбивой и свободной жизни народов, завершением которых является Лига
Наций. Правительство, однако, считает долгом отметить, что окончательная
санкция всех решений от имени России принадлежит Учредительному собранию.
Россия в настоящее время является и впоследствии может быть только государством
демократическим, в котором все вопросы, касающиеся изменения территориальных
границ и международных отношений должны получить ратификацию представительного
органа.
3)Признавая естественным
и справедливым последствием великой войны создание объединённого польского
государства, правительство считает себя правомочным подтвердить независимость Польши,
объявленную российским Временным правительством 1917 г., все заявления и
обязательства которого мы на себя приняли. Окончательная санкция размежевания
между Польшей и Россией должна, согласно принципам 2-го пункта, быть отложена
до Учредительного собрания. Уже теперь мы готовы признать фактически
существующее финляндское правительство, обеспечив ему полную независимость во
внутреннем устройстве и управлении Финляндией. Окончательное же решение вопроса
о Финляндии принадлежит Учредительному собранию.
4) Мы охотно готовы ныне
подготовить решения, связанные с судьбою национальных группировок… Эстонии,
Латвии, Литвы, кавказских и закаспийских народностей, и рассчитываем на быстрое
решение этих вопросов, так как правительство уже теперь обеспечивает автономные
права национальностей. Пределы же и характер этих автономий должны, конечно,
каждый раз быть определены отдельно. В случае же затруднений в решении этих
вопросов правительство охотно воспользуется миролюбивым сотрудничеством Лиги
Наций.
5) Вышеуказанный принцип
ратификации соглашений Учредительным собранием, конечно, должен быть применён и
к вопросу о Бессарабии.
6) Российское
правительство подтверждает ещё раз своё заявление от 27 ноября 1918 г.,
которым оно приняло на себя все национальные долги России.
7) Переходя к вопросам
внутреннего устройства, могущим интересовать державы, поскольку они являются
показателями политического направления Российского правительства, я повторяю,
что не может быть возврата к режиму, существовавшему в России до февраля1917
года. То временное решение земельного вопроса, на котором остановилось моё
Правительство, имеет в виду удовлетворение интересов широких кругов населения и
исходит из сознания, что только тогда Россия будет цветущей и сильной,
когда многомиллионное крестьянство наше
будет в полной мере обеспечено землёй. Равным образом при управлении
освобождёнными частями России Правительство не только не ставит препятствий
свободной деятельности земских и городских учреждений, но видит в их работе и в укреплении начал
самоуправления непременное условие
возрождения страны и помогает этим органам самоуправления всеми имеющимися у
него средствами.
8) Поставив себе задачей
водворить в стране порядок и правосудие и обеспечить личную безопасность
усталому от насилия населению России, правительство признаёт, что все сословия
и классы равны перед законом. Все они, без различия религий и национальностей,
получат защиту государства и закона. Напрягая все силы и ресурсы страны к
достижению указанных выше задач, правительство, мною возглавляемое, высказывается
в эти решительные дни от имени всей национальной России. Я уверен, что после
сокрушения большевизма мы сможем в полном согласии разрешить все вопросы, в
которых одинаково заинтересована каждая из народностей, связанных своею государственной
жизнью в России.
(Цит. по: Гинс Г.К.
Сибирь, союзники и Колчак. – Переворотный момент русской истории.
1918-1920 гг. (Впечатления и мысли члена Омского правительства).
T. II. Пекин, 1921, с. 493-495).